Воскресенье, 19.05.2024, 09:30 | RSS
Личный сайт Ефремова Валерия
Меню сайта
Категории каталога
Экономика [15]
Физика [1]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 365
Мини-чат

Каталог статей


Главная » Статьи » Статьи » Экономика

Рыночная система
Перейдём к рассмотрению вопроса о том, каким образом решаются основные вопросы экономики в условиях господства рыночных механизмов.

Рынок – это система взаимодействия продавца и покупателя.

    Зарождения и развитие рыночной системы было обусловлено двумя причинами:
  1. развитием разделения труда, которое дало возможность и необходимость обмена, вылившегося при появлении денег в куплю – продажу. Обмен стал возможным, поскольку в результате специализации у производителя появились значительные излишки продукции. Разделение труда ведёт к росту производительности, что, в свою очередь, делает возможным производить данный продукт в количестве больше, чем требуется самому производителю;
  2. частной собственностью.
    Для рыночной экономики характерными являются:
  1. частная собственность
  2. свобода выбора
  3. личные экономические интересы как главный мотив поведения людей
  4. конкуренция
  5. механизм цен, координирующий экономические связи
    Субъектами рыночной экономики являются:
  1. домашние хозяйства (отдельный человек или группа людей), которые являются собственниками факторами производства и потребителями конечных товаров и услуг
  2. фирмы
  3. государство.
    Можно выделить следующие основные виды рынков:
  1. по экономическому назначению:
    • рынок товаров и услуг,
    • рынок факторов производства
    • финансовый или денежный;
  2. по территориальному признаку:
    • международный
    • национальный,
    • региональный (местный) рынок;
  3. по характеру рыночных связей:
    • рынок заказов,
    • рынок готовой продукции;
  4. по степени ограниченности конкуренции:
    • рынок совершенной конкуренции,
    • рынок несовершенной конкуренции, который, в свою очередь, подразделяется на монополистическую конкуренцию, олигополию и монополию.
      признаки Совершенная конкуренция   Олигополия Монополия  Монополистическая
      конкуренция 
       Количество фирм на рынке  Много независимых фирм  Ограниченное количество  Одна фирма  Много фирм, производящих сходные товары и услуги
       Дифференциация товара (наличие отличительных качеств)  Нет, товар однородный  Существенна для основных продуктов, мала для стандартных  Нет  Дифференцированы для специфических рынков, т.е. товары не однородны
       Контроль над ценами  Нет, цена определяется рынком  Существует влияние «ценового лидера», сговор  Практически полный  Влияние на цену ограниченной возможности замены другим товаром
       Лёгкость входа – выхода на рынок  Относительно лёгкий  Трудный, т.к. дорого  Очень трудный  Относительно лёгкий вход
       Примеры  Рынок зерна  Автомобильный рынок  РАО Газпром  Рынок продуктов питания
    Рынок выполняет следующие функции:
  1. информационную, через постоянно меняющиеся цены рынок сообщает производителям, где и какой продукции не хватает и где и какая продукция произведена с избытком;
  2. регулирующую, т.е. рынок устанавливает пропорциональность в развитии экономики, регулирует распределение ресурсов по отраслям и сферам хозяйства таким образом, чтобы уровень и структура производства были максимально приближены к уровню и структуре потребностей;
  3. стимулирующую, т.е. фирмы, не способные совершенствовать технологию, снижать затраты на производство продукции и улучшать ее качество, перестают получать прибыль и даже терпят убытки;
  4. санирующую, т.е. рынок очищает общественное производство от экономически неустойчивых, нежизнеспособных хозяйственных единиц и, напротив, дает зеленый свет более предприимчивым и эффективным.
Категория: Экономика | Добавил: efremov (06.12.2008)
Просмотров: 967 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Друзья сайта
Статистика