Перейдём к рассмотрению вопроса о том, каким образом решаются основные вопросы экономики в условиях господства рыночных механизмов.
Рынок – это система взаимодействия продавца и покупателя.
Зарождения и развитие рыночной системы было обусловлено двумя причинами:
- развитием разделения труда, которое дало возможность и необходимость обмена, вылившегося при появлении денег в куплю – продажу. Обмен стал возможным, поскольку в результате специализации у производителя появились значительные излишки продукции. Разделение труда ведёт к росту производительности, что, в свою очередь, делает возможным производить данный продукт в количестве больше, чем требуется самому производителю;
- частной собственностью.
Для рыночной экономики характерными являются:
- частная собственность
- свобода выбора
- личные экономические интересы как главный мотив поведения людей
- конкуренция
- механизм цен, координирующий экономические связи
Субъектами рыночной экономики являются:
- домашние хозяйства (отдельный человек или группа людей), которые являются собственниками факторами производства и потребителями конечных товаров и услуг
- фирмы
- государство.
Можно выделить следующие основные виды рынков:
- по экономическому назначению:
- рынок товаров и услуг,
- рынок факторов производства
- финансовый или денежный;
- по территориальному признаку:
- международный
- национальный,
- региональный (местный) рынок;
- по характеру рыночных связей:
- рынок заказов,
- рынок готовой продукции;
- по степени ограниченности конкуренции:
- рынок совершенной конкуренции,
- рынок несовершенной конкуренции, который, в свою очередь, подразделяется на монополистическую конкуренцию, олигополию и монополию.
признаки |
Совершенная конкуренция |
Олигополия |
Монополия |
Монополистическая конкуренция |
Количество фирм на рынке |
Много независимых фирм |
Ограниченное количество |
Одна фирма |
Много фирм, производящих сходные товары и услуги |
Дифференциация товара (наличие отличительных качеств) |
Нет, товар однородный |
Существенна для основных продуктов, мала для стандартных |
Нет |
Дифференцированы для специфических рынков, т.е. товары не однородны |
Контроль над ценами |
Нет, цена определяется рынком |
Существует влияние «ценового лидера», сговор |
Практически полный |
Влияние на цену ограниченной возможности замены другим товаром |
Лёгкость входа – выхода на рынок |
Относительно лёгкий |
Трудный, т.к. дорого |
Очень трудный |
Относительно лёгкий вход |
Примеры |
Рынок зерна |
Автомобильный рынок |
РАО Газпром |
Рынок продуктов питания |
Рынок выполняет следующие функции:
- информационную, через постоянно меняющиеся цены рынок сообщает производителям, где и какой продукции не хватает и где и какая продукция произведена с избытком;
- регулирующую, т.е. рынок устанавливает пропорциональность в развитии экономики, регулирует распределение ресурсов по отраслям и сферам хозяйства таким образом, чтобы уровень и структура производства были максимально приближены к уровню и структуре потребностей;
- стимулирующую, т.е. фирмы, не способные совершенствовать технологию, снижать затраты на производство продукции и улучшать ее качество, перестают получать прибыль и даже терпят убытки;
- санирующую, т.е. рынок очищает общественное производство от экономически неустойчивых, нежизнеспособных хозяйственных единиц и, напротив, дает зеленый свет более предприимчивым и эффективным.
|